В возрасте 35 лет обычный французский шахтер Огюстен Лесаж услышал в голове чей-то голос, который сказал ему, что он станет художником. После этого Лесаж увлекся спиритизмом, а потом стал писать картины, ведомый духами.
Французский художник Огюстен Лесаж (1876-1954) прославился тем, что в оккультизме называют автоматическим рисунком (как автоматическое письмо, только рисование картин).
Картины Лесажа и сейчас вызывают восхищение и удивление своей непонятностью, невероятной проработкой мельчайших деталей, композицией и ощущением чего-то запредельного.
Лесаж родился на севере Франции в местечке Сюр-Пьер-ле-Ошеле, его родители были небогатыми и ему светила максимум карьера рабочего на местной шахте. На шахте он и проработал все свои молодые годы.
Но однажды все изменилось. В 1911 году, когда Лесажу было уже 35 лет, он как обычно трудился в шахтерском туннеле глубоко под землей, когда внезапно услышал бестелесный голос. Голос этот сказал ему, что он должен стать художником.
Лесаж был очень взволнован этим опытом и начал живо интересоваться феноменом духов и спиритизмом. Это привело его в общество спиритов, где он ознакомился с медиумами, эктоплазмой, вызыванием духов умерших, а еще автоматическим письмом. Феномен автоматического письма заключается в том, что дух на время вселяется в тело человека и после этого пишет его рукой.
Во время участия в спиритических сеансах Лесаж в том числе пообщался с духом своей сестры Мэри, умершей в раннем детстве. Дух Мэри сообщил ему буквально следующее:
«Голоса, которые ты услышал, являются реальными. Ты станешь художником. Не бойся и прислушайся к этому совету. Поначалу все это покажется тебе нелепым, но мы поведем тебя через твою руку. Не пытайся понять большего».
Далее Лесаж снова услышал голоса в своей голове, которые рассказали ему, какие он должен купить кисти, краски, какого размера должен быть холст и прочее.
Когда Лесаж заказал небольшой холст, ему привезли ткань длиной почти в три метра. Он решил, что это просто ошибка и хотел разрезать холст на части, но голоса остановили его.
В течение следующих двух лет Лесаж как бы работал на двух работах. Днем он как обычно трудился на шахте, а по ночам рисовал огромную картину, разрешая духам управлять своей рукой.
Он начал с правого верхнего угла и постепенно заполнил все полотно (которое сейчас находится в коллекции Жана Дюбюффе Collection de l’Art Brut в Лозанне). Композиция была построена путем заливки небольших участков за раз. Духи не давали ему оценить масштаб картины целиком, часть холста оставалась свернутой, пока он рисовал отдельную деталь.
«Это было все равно, что работать, не работая», — рассказывал Лесаж, вспоминая как некто управлял его рукой, создавая странную красочную масштабную композицию.
В июле 1913 года Лесаж наконец оставил свою работу в шахте, чтобы полностью посвятить себя картинам и своим занятиям спиритизмом. Вскоре он попал под внимание местных властей, которые заподозрили его в незаконной медицинской практике, однако ему повезло, множество его «пациентов» — люди, с которыми он занимался спиритизмом, дали показания в его пользу и в 1914 году Лесаж был полностью оправдан.
В том же году чуть позже Лесанжа завербовали в солдаты и отправили на фронт Первой Мировой войны, но даже там он не оставил свою паранормальную живопись. Он рисовал на открытках.
После войны Огюстена Лесажа посетил Жан Мейер — директор популярного в те годы журнала спиритуалистов La Revue Spirite . Мейер нашел Лесажа подающим большие надежды и стал его покровителем. С 1923 года Лесажу больше не нужно было работать, чтобы прокормить себя и покупать холсты и краски.
Картины Лесажа занимают особое место в истории искусства. Несмотря на то, что сюрреалисты высоко ценят его, наследие Лесажа хоть и сильное, но неясное: из 800 оставленных им холстов большинство редко выставлялось за границей. До сих пор даже в сети сложно найти хоть какую-то подробную информацию об этом человеке и тем более посмотреть полный каталог его картин.
С точки зрения симметрии картины Лесажа выверены и безошибочны, он организовывает свои композиции по центральной оси, выстраивая сложные геометрические структуры в горизонтальных слоях от центра наружу.
«Первая большая картина Огюстена Лесажа — одна из самых смелых в современном искусстве. Хотя, строго говоря, он не является нефигуративным (существует множество архитектурных и антропоморфных фигур), он исследует почти все возможности абстракции — лирической и геометрической — в то время, когда последняя среди профессиональных художников все еще находилась в зачаточном состоянии.
Его картины не менее орнаментальны и декоративны, чем работы Кандинского, духовного современника Лесажа. В самом деле, неужели так велика дистанция между теософией, дорогой русскому художнику, и спиритизмом, принятым французом? Первый прислушивается к Рудольфу Штайнеру, второй — к Леону Дени», — пишет о Лесаже искусствовед Кристиан Делакампани.
«Классический период» Огюстена Лесажа — это период между 1916 и 1927 годами, когда он написал свои наиболее представительные работы. Растущее увлечение Египтом, природными формами и декоративными традициями различных культур дало Лесажу новый источник вдохновения, разбавив чистоту его ранних композиций и создав образы, которые кажутся более застенчивыми и, возможно, менее вдохновленными.
Лесаж описывал свой творческий процесс следующим образом:
«До того, как начинается работа над картиной, я не имею представления, что будет нарисовано. Духи говорят мне: «Не пытайся разузнать, что ты создашь». И я следую их указаниям. Когда я беру тюбик с краской, то не знаю, какого она цвета. Я понимаю, что это невероятно, однако следую своим наставникам, как ребёнок».
Лесаж продолжал рисовать до тех пор, пока ухудшение зрения и здоровья (подорванного еще во время работы в шахте) не вынудило его уйти в отставку в 1952 году, менее чем за два года до смерти.