Легендарная обитель таинственных владык стала объектом поклонения для тысяч людей со всех континентов.
На протяжении всей своей истории человечество грезило различными мифическими странами и землями. Эльдорадо, Атлантида, Гиперборея, Офир, Авалон…
Но, всё же, особняком в этом ряду стоит Шамбала. Легендарная обитель таинственных владык стала объектом поклонения для тысяч людей со всех континентов, ей посвящено множество исторических и философских трудов самых выдающихся умов планеты.
Первое упоминание о Шамбале встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата»: «Час пробьёт, и появится дважды рождённый по имени Калки, наделённый великой силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение доспехи и панцири. Этот царь примет верховную власть и внесёт покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись миру, положит конец разрушению…».
Впоследствии это пророчество заимствовалось, дополнялось и адаптировалось некоторыми буддийскими школами. Здесь Шамбала уже не селение, а чудесная страна, которой правит царь Сучандра. Её местоположение переносится туда, где не существует разделения на касты, и по сей день присущего Индии. То есть, в Тибет.
Другое сказание разместило эту диковинную обитель в Средней Азии. После мусульманского вторжения в девятом веке, она якобы сделалась невидимой для человеческих глаз. И теперь только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно преданиям, при 25-м царе Шамбалы Ригдэне Джапо произойдёт великая битва между воинством царства и силами зла. Это сражение будет символизировать окончательную победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После чего на Земле наступит эпоха нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется появлением пятого Будды — Майтрейи. Таковы легенды.
Но… Зададимся вопросом: если Шамбала всё-таки существует, то где она может быть расположена территориально? Тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилёв утверждали, что на древней карте, опубликованной в тибетско-шангшунгском словаре, изображена реально существовавшая страна с аналогичным названием. По их версии, в этом источнике была отражена эпоха господства Сирии. Сирия по-персидски называется Шам, слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала можно перевести, как «господство Сирии», что вполне соответствовало действительности в 3-2 веках до нашей эры, когда государство Селевкидов являлось одним из наиболее сильных на Ближнем Востоке.
Прежде, чем продолжить, нам стоит пролить свет на такую науку, как теософия. В широком смысле это мистическое богопознание, созерцание Всевышнего, в свете которого открывается таинственная сущность всех вещей. В более узком значении речь идёт об учении нашей замечательной соотечественницы — Елены Петровны Блаватской. Наше дальнейшее повествование никак невозможно без рассказа об этой удивительной, незаурядной женщине.
Елена Петровна Блаватская
Её родословная заслуживает особого внимания. С материнской стороны генеалогическое древо приводит нас к Рюрику – легендарному основателю русской государственности. Прадед — князь Павел Васильевич Долгоруков — был близким товарищем и сослуживцем незабвенного генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Мать — Елена Андреевна фон Ган, прославилась, как писательница-романистка, заслужившая прозвище «русская Жорж Санд». Впечатляет, не правда ли?
С детства Елена Петровна проявляла потрясающие способности в самых различных областях. Впоследствии её тётя, Надежда Андреевна Фатеева писала: «…Необыкновенное богатство её умственных способностей, тонкость и быстрота её мысли, изумительная лёгкость с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединённый с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым — вот что поднимало её так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно и зависти, и вражды всех, кто в своём ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры…».
Обладая пытливым умом исследователя, желая, а главное, имея возможность путешествовать, Блаватская побывала практически во всех странах Европы, Америки и Азии. В 1851 году в Лондоне она познакомилась с загадочным Эль Морией, индусом, который, по утверждению Елены ранее являлся ей во снах. Новый знакомый сказал, что ему требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять. Он также сообщил, что Блаватской предстоит провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи.
В 1855 году Елена Петровна наконец-то попала в Тибет, где с помощью Эль Мории прошла первый этап обучения. В дальнейшем она неоднократно посещала вожделенное место и на вопрос, почему её так влечёт туда, отвечала: «Действительно, совершенно незачем ехать туда, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе, но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где природа, как и неофит, сохраняет совершенный и не нарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и где никогда не проливают кровь животных…».
Сама Блаватская описывала Шамбалу, как «священный остров в пустыне Гоби», называя её центральным органом «Великой Белой Ложи Гималайских Адептов», с которой, по её утверждению, она поддерживала постоянный контакт. Именно там, по её мнению, будет рождён грядущий мессия, пришествия которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами. Елена Петровна указывала на то, что эта мифическая страна имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить лишь достойный.
Справедливости ради надо отметить, что наиболее упорными и последовательными в поисках Шабалы оказались супруги Рерихи —Николай Константинович и Елена Ивановна.
Рерих увлёкся Востоком будучи уже зрелой личностью и состоявшимся живописцем. Его очень интересовал вопрос общих корней России и Азии, проявлявшихся, во его мнению, буквально во всём: в искусстве, верованиях и даже ментальности. Более того, художник был уверен в том, что вся его культурная и исследовательская деятельность подчинена некоему Высшему служению.
Николай Рерих
В 1909 году произошло событие, во многом предопределившее дальнейшую жизнь семьи Рерихов: по словам Елены Ивановны, её посетило видение. Очнувшись ото сна, она увидела высокого человека с необыкновенно красивым лицом и решила, что это была первая встреча с Учителем, явившимся из иного измерения.
Вы улыбнулись? А зря. Смею напомнить, что сожжёный инквизицией на костре астроном Джордано Бруно, был закоренелым мистиком, Исаак Ньютон — в первую очередь оккультистом, а потом уже физиком, великий русский невропатолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев увлекался спиритизмом…
Супруги знали: их путь лежит на Восток. Там они надеялись найти ответы на вопросы, которые принято называть вечными. Кто мы? Откуда мы? Куда идём?.. Тем временем, наступил октябрь 1917-го. В России случилась очередная революция. На судьбе художника это тоже сказалось. Эмиграция, Англия, Америка…
В Индии Рерихи оказались лишь в конце 1923 года. В небольшом княжестве Сикким они с интересом осматривали дворцовый комплекс Талай Пхо Бранг, в котором когда останавливался один из духовных тибетских лидеров — Далай-лама V. Затем чета направилась к небольшому храму, скрытому под покровом зелени в стороне от дороги. Здесь и произошло самое важное событие в их жизни — они встретились с Учителями. И, судя по всему, эта встреча была давно запланирована.
Ранее в Америке Рерихи установили контакты с буддийскими общинами Индии и вышли на лам высокого ранга. Те вроде бы передали соответствующие рекомендации на родину. В любом случае, в храме появление супругов было воспринято как нечто, само собой разумеющееся. Их ждали. Об этой встрече Николай Константинович упоминает весьма скупо, но чётко даёт понять, что задуманная им экспедиция была полностью согласована с Учителями или Махатмами, как их называли в Индии. Ламам предстоящий поход оказался небезразличен, поскольку они внесли в него весьма любопытную и неожиданную коррективу. Впоследствии Рерих вспоминал: «Говорили о Центрально — Азиатской экспедиции. Россия по плану Махатм была важнейшим этапом в маршруте…».
Идея передвигаться по территории СССР была не слишком привлекательной, но на Востоке приказ Гуру — закон, а Рерих был преданным и рьяным учеником.
Экспедиция взяла старт в 1924 году из Индии и двинулась древним маршрутом в сторону китайско-советской границы. Программа была более чем насыщенной: исследовались памятники искусства и архитектуры, осматривались монастыри, записывались легенды и предания, делались зарисовки и съёмки местности. Были собраны богатейшие ботанические и минералогические коллекции. Во время вынужденных остановок Рерих написал серию картин под общим названием «Майтрейя». Но во главе угла всё же стояла сверхзадача — поиски таинственной Шамбалы. 29 мая 1926 года экспедиция пересекла советскую границу в районе озера Зайсан (восточный Казахстан).
13 июня того же года Рерих неожиданно появляется в Москве. Тогда он объяснял свой приезд в столицу необходимостью получить разрешение на продолжение путешествия на территории Алтая.
Впоследствии выяснилась, что причина носила абсолютно иной характер. Николай привёз «приветственные письма советскому правительству» и ящичек со священной землей из тех мест, откуда происходил Будда Шакьямуни. Эти письма пролежали в архивах более сорока и лет и были опубликованы сравнительно недавно. В одном из них говорилось: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина. Примите привет наш…».
Что же касается разрешения, то оно было получено и экспедиция, наконец-то, взяла курс через Алтай на Тибет. У Рериха на руках были документы, позволявшие двигаться ему прямиком в Лхасу, но на пограничном пункте тибетцы заявили, что бумаги, якобы, оформлены неправильно и продолжать свой путь путешественникам нельзя. Однако Николай Константинович проявил неслыханное упорство: он настойчиво требовал пропуска от местных властей и терпеливо ждал. Причина всё та же — поиск Шамбалы.
Согласно легендам, в этой светлой обители Боддхисаттв существуют наиболее благоприятные условия для реализации буддистского пути и у пришедших туда открываются «центры мудрости». Так называемых путеводителей в Шамбалу насчитывается великое множество, но её географическое положение всегда указывалось весьма туманно и расплывчато.
Во время путешествия Рерих различными способами пытался выяснить, как найти дорогу в эту заповедную землю. Увы, но добиться какой-либо конкретики ему не удалось. Одни ламы говорили незнакомцу, что Шамбала — понятие исключительно духовное. Другие, в надежде получить солидное вознаграждение, намекали, что им желанный путь известен. При этом многозначительно тыкали пальцами в непроходимые тибетские горные дебри. Сам же Рерих писал: «Мы знаем реальность земной Шамбалы. Один бурятский монах рассказывал, как его сопровождали туда через очень узкий тайный проход. Другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озёр, расположенных на самой границе Шамбалы… Земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира…».
Увы, несмотря на все усилия Рерихов, в Лхасу их не пустили, и каравану пришлось возвращаться обратно в Индию. Николай Константинович отправился в Америку в надежде собрать средства для нового похода. Вера в существование загадочной страны в нём не угасала.
Наконец, с помощью министра земледелия США Генри Уоллеса, путешественникам удалось найти необходимую сумму, и в 1935 году экспедиция двинулась в пустыню Гоби. Но жестокий рок вновь сыграл с Рерихом злую шутку. Американцы вдруг свернули финансирование экспедиции и приказали её участникам быстро возвращаться обратно. Узнав об этом Николай Константинович с досады разрядил револьвер в воздух. Он был зол и разочарован. Ему шёл шестьдесят первый год, и он предчувствовал, что это путешествие будет последним в его жизни. В Америку Рерих не вернулся. До самой смерти он жил в Индии в своём поместье в Кулу. Незадолго до кончины он признался, что неудавшиеся поиски Шамбалы были для него ученичеством, если хотите, духовной закалкой. При этом великий подвижник продолжал усердно работать: днём писал картины, вечером брался за перо. Его общение с несбывшейся мечтой продолжалось. Хотя бы таким образом. Но это, увы, продолжалось недолго. 13 декабря 1947 года Николая Константиновича не стало…* * *
Тайна осталась нераскрытой. Но… Знаете, я на минуту представил себе, что однажды отважными исследователями где-нибудь в Гималаях будет обнаружена вполне реальная страна под названием Шамбала. И что дальше?
Наплыв беспардонных представителей прессы, тщеславных псевдо учёных и самозваных духовных вождей. Затем, безусловно, последуют попытки нагреть на этом открытии руки, превратить скрытое ранее от сторонних глаз место в очередную «туристическую Мекку»… Боюсь, что тогда будут безвозвратно утеряны, если не сказать, похоронены жемчужины духовности, моральной чистоты и нравственности, заботливо выращиваемые Учителями и их преданными учениками на протяжении многих столетий. Наш заскорузлый взгляд на мироздание, алчность, невежество и нежелание развиваться уже привели к тому, что сегодня Шамбала ассоциируется у многих только лишь с незамысловатыми браслетами, и не более того. Эти люди и понятия не имеют о трудах Рериха и Блаватской. Грустно…
Как по мне, так мифическая земля под названием Шамбала — это великая, и, главное, мало кем достижимая цель. А постоянное самосовершенствование и ежедневный, кропотливый труд на благо живущих рядом с тобой — длинная и тернистая дорога к ней. Достойно пройдя по этому пути, мы сможем подойти к вратам, за которыми, быть может, нас ожидает разгадка великой тайны. Как знать…