Гаити изобилует рассказами о людях, которые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно появились, став зомби. Дети здесь растут среди подобных историй. Матери не разрешают им играть со своей тенью. А в случае плохого поведения говорят, что их унесет бокор. В своей книге «Невидимые» британский антрополог Френсис Хаксли пишет: «В Порт-о-Пренсе (столица Гаити) вообще немного людей, даже среди образованных, которые не верили бы этим зловещим историям». Одну из таких историй рассказал Хаксли католический священник. В ней зомби слонялся по деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские, испугавшись, не захотели держать находку у себя и просто оставили его на улице. Там его и обнаружила родная тетка, которая жила неподалеку. По ее словам, он умер и был благополучно похоронен 4 года назад.
Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, заставившего на него работать. Доблестные полицейские послали колдуну письмо с настоятельным предложением забрать своего зомби назад. Ответа не последовало, но спустя два дня он по-настоящему умер. Возможно, колдун таким образом отомстил за разоблачение.
Другую историю записала американская путешественница Зора Херсон в 1938 году. Впоследствии она вошла в разряд классических — на Гаити ее рассказывают до сих пор.
Очаровательная Мария, любимая дочь столичного богача, умерла в 1929 году в возрасте 12-ти лет. Через пять лет после этого печального события в окне одного из домов ее заметили бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие-либо объяснения. За дело взялся безутешный отец, но дом был пуст, ни хозяев, ни девочки обнаружить не удалось. По городу поползли нехорошие слухи. Чтобы их развеять, власти разрешили разрыть могилу. В гробу лежал скелет, слишком длинный для ребенка. Некоторых деталей одежды, в которой похоронили девочку, недоставало.
Говорили, что после смерти колдуна родителям удалось выкупить Марию и даже вывезти во Францию. Там ее часто навещал брат.
Но эта история, по признанию самих же гаитян, нетипична для зомби. Весь ужас их положения заключается в том, что никто не может им помочь. Родные, если что-то и знают, чаще всего просто боятся.
Та же Зора Херстон приводит историю, рассказанную матерью умершего мальчика. Ночью после похорон его сестра услышала на улице пение и шум. Затем она узнала голос брата. Девочка разбудила весь дом. И семья, посмотрев в окно, увидела процессию, бредущую по улице. В ней был их сын, похороненный накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с домом, все услышали его плач. Но никто из домашних, даже родители, не рискнули выйти на улицу, чтобы ему помочь. Процессия скрылась из виду.
Протестантские и католические священники на Гаити, а также прибывшие в научных целях исследователи, рассказывают истории, в реальности которых не сомневаются. К миссионерам создания, которые они сами же и хоронили, иногда приводят вдовы колдунов — просто для того, чтобы от них избавиться. А европейские ученые не только своими глазами видели, но и фотографировали зомби.
ОБЪЯСНИТЬ, ЕСЛИ ЗАХОТЕТЬ, МОЖНО ВСЕ
Получается, что зомби как явление существуют. Другой вопрос, на самом ли деле они — ходячие мертвецы.
Более правдоподобное объяснение заключается в том, что на самом деле зомби никогда не умирали. Для них характерны отсутствующее выражение, устремленный вниз взгляд, шаркающая походка. Они не понимают, когда к ним обращаются, и их собственная речь почти всегда бессмысленна. То есть налицо все признаки умственной неполноценности. Возможно, многие из зомби — просто слабоумные, которых семьи тщательно прячут, делая вид, что их давно нет в живых. А потом, много лет спустя, они случайно попадаются кому-нибудь на глаза. Так Альфреду Метро под видом зомби показали ненормальную девочку, сбежавшую из дома, где родители обычно держали ее под замком.
Но куда девать свидетелей, которые клянутся, что видели зомби мертвыми? И, более того, помнят их умственно полноценными, веселыми людьми.
В старом уголовном кодексе Гаити есть статья 246, гласящая: «Покушением является использование веществ, с помощью которых объект погружается в летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством».
Из этого следует, что зомби действительно может быть человеком, которого родные похоронили и оплакали, а бокор извлек из могилы. Но был он похоронен живым, погруженным в транс. Из которого может никогда и не выйти.
Известный на Гаити врач, Филипп-Феликс Ментор, в интервью Уильяму Сибруку сказал, что, по крайней мере, некоторые из зомби, с которыми ему приходилось сталкиваться, были жертвами такого рода ошибок, умышленных или случайных. Очевидно, признается г-н Ментор, эти вещества разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Человек может двигаться, но не способен сформулировать свою мысль. Что касается способа приготовления этого средства, то узнать его не представляется возможным. Может, он был вывезен еще из Африки и передавался из поколения в поколение. Это большая тайна, и посвященные скорее умрут, чем ее расскажут.
Сегодня вуду часто используют для привлечения туристов. Френсис Хаксли рассказывает о представлении, в котором хунган извлекает из могилы мертвеца и реанимирует его. В могиле Хаксли обнаружил трубу, через которую поступал воздух. «Труп» был просто ассистентом хунгана, и спокойно дышал, ожидая воскрешения.
Гаитяне, конечно, знают о подобных туристических шоу. Но большинство из них продолжает верить в зомби, и страх пополнить их ряды у этого народа в крови. Очень вероятно, что зомби никто не извлекает из могил, а просто с помощью специальных средств погружают в состояние, близкое к смерти.