Полевой, или по другому, полевик — представитель низших духов и ближайшая родня домового, если верить мифологии славянских народов.
Живет он в обработанном людьми поле, но не чурается и диких степей. Известен он также под именами белун и луговик (это если он живет на лугах). Есть поверье, что предстает он перед человеком с просьбой вытереть ему сопли, которые свисают аж до самой бороды. Тому, кто откажется, он обязательно приведет неудачу, а тот человек, которые не побрезгует, и выполнить его просьбу, получит от него горсть серебряных монет.
Появляется луговик перед человеком в виде седобородого старика маленького роста, и по своему характеру терпеть не может, если кто-либо работает на полях.
В новгородских краях много знают об этом существе, говорят, он создан охранять поля.
На вид он весь черный, с разноцветными глазами, на голове заместо волос длиннющая зеленая трава, и нет на нем ни одежды ни даже шапки никакой. По их поверьям, на одну деревню приходится в среднем четыре таких духа. Для тех мест это логично, ведь тот край богат черноземом, и не справиться один маленький полевик с задачей. А вот в лесах встречается он довольно нечасто, хотя многие из жителей лесов берется утверждать, что слыхивали его речь. А те, кто его видел, рассказывали, что вида он уродливого, маленького, но говорит по-человечески.
По своему проказливому, но довольно доброму отношению к людям полевик очень похож на домового, но сами шутки у него более злые, такие как у лешего: сбивает человека с пути, может бросить в болото, и очень любит подшутить над пьяными работниками в поле.
Любимое место его обитания — это межевые ямы. Недаром запрещено спать на них, ведь детки этого духа бродят там и ловят птиц для родителей. Им нечто не мешает навалиться на спящего там человека и начать его душить.
Полевики отличаются от других существ тем, что их любимое время — полдень, именно тогда они предстают перед счастливчиками.
Но в описании внешнего вида этого духа и в его поведении так много путаницы, что доподлинно сложно сказать, что он любит, где появляется, как может наказать обидевшего его. Ведь порой два человек, утверждающие что видели его одновременно, описывают его по разному, и говорит он с ними разными словами.
Таким образом, во всех славянской мифологии полевик получается что едва ли не самое смутно и малоизученное существо. Все знают только, что порой он бывает зол, и не прочь жестоко подшутить над человеком.
Еще он легко гневается, частенько капризен, и в это время он может начать мучить скот, который пасется на его полях, отправляя на него полчища слепней с мухами. Еще он может уронить хлеба, наслать засуху, сломать ограду у поля. Особенно любить он заманивать детей в поля, показывая им красивые полевые цветки, и заставляет их блуждать по полям. Незваных же гостей любить напугать злобным смехом, либо свистом, или в виде ужасающей человека тени начинает за ним гоняться.
До наших времен дошла история, которая была когда-то давно записана с разговора одного крестьянина Зарайского уезда, в которой говорится, как уговорили они сестру его замуж выйти за крестьянина из соседнего села, Родиона. И, как следует погуляв на свадьбе, и немало подпив, поехали в ночь в родное село жениха. И что ехали они себе спокойно в поле, и вдруг по шутке полевого оказались в вместе с лошадьми в реке, еле как оттуда выбрались, а одну телегу там и оставили. Когда же домой вернулись, оказалось, что нет с ними свекрови новоявленной. Вернувшись на реку, под телегой то и нашли её мертвое тело.
Говорят, что имеется у полевика помощница полуденица, красивая девушка из племени русалок, живущая в поле.