Плата за глупость

Мир, который для нас кажется привычным и понятным, зачастую оказывается лишь иллюзией. Его создают вещи. Стоит убрать их, исключить цивилизацию, и мы окажемся один на один с природой. Для большинства такая встреча закончится трагично – связь с первозданной силой истончилась и обесценилась. Однако, до сих пор, в отдалённых уголках мира, можно повстречать удивительных людей, чьё древнее знание даёт власть над стихиями. Я говорю о шаманах.

Увлечение шаманской культурой возникло не случайно. Наверное, вы уже читали истории про старика Исая. Если нет, я напомню. У моего деда Александра был друг, охотник из народа нганасан. Сами себя эти коренные жители Таймыра предпочитают называть «ня», что значит «друг» или «товарищ». Уже в то время Исая считали глубоко пожилым человеком. Местные относились к нему с уважением, хотя и осуждали за пристрастие к водке. Даже враждебные нганасанам долганы побаивались этого пьянчужки. Дело в том, что он был последним великим шаманом, если так можно выразиться. Знаю, и сейчас найдутся смельчаки, готовые утверждать, что приняли силу предков и традицию древних камланий. Но Исай никому свой дар не передавал. Молодых соплеменников считал бездарями, недостойными внимания духов. А вот деда моего принимал, как побратима и удостоил чести видеть кладбище шаманов, потаённое место, где в усыпанных золотыми самородками ярангах покоятся мумии его предшественников. Но об этом я уже рассказывал.

С чего началась эта необычная дружба?

Дед говорил по-разному. Мол, оба охотники и заядлые рыбаки, вот и поладили на том. Однако, не всё так просто. Вот что мне удалось узнать…

В посёлке Исая знали. Особенно, по всяким комичным приключениям. Но вряд ли они будут сейчас интересны. Жил он со своей женой на отшибе и часто пропадал в тундре. Другие нганасаны его побаивались – обидеть шамана и прогневать мстительных духов никто не хотел. А вот для русских, особенно вахтовиков, он представлял образчик самобытного таёжного колорита и не более того. Не каждый же день встретишь гостя из Каменного Века.

С ним мало кто общался на равных. Одни опасались, другие посмеивались.

Зимой грузы в посёлок доставлялись вертолётами. Частенько из-за нелётной погоды экипажи вынуждены были пережидать ненастье в гостевых бараках. Вагончиках, где жили либо холостяки, либо сезонные рабочие с буровой.

Можете представить себе этот разномастный контингент и то, как коротали время лётчики? Подскажу: пили очень много. До одурения. И на одну такую попойку попал Исай.

Долг и бремя шамана тесно связаны с обычаями его народа. Нганасаны верят, что любое значимое дело следует согласовывать с духами. А помочь в этом может только знающий человек. Облачённый в особый наряд – «парку», шаман бьёт в бубен и поёт песню на особом языке, такой ритуал называют «камлание». Парка богато украшается перьями, бусинками, кусочками металла, камешками и бахромой. Эта реликвия бережно хранится поколениями. Без неё душа заклинателя не сможет странствовать между мирами.

Исая подловили, как говорится, «тёпленьким». Он возвращался с отдалённого стойбища, где накануне проводил один из своих обрядов. Судя по всему, обряд удался на славу. Благодарные оленеводы щедро угостили старика огненной водой.

Заезжие мужички решили шутки ради ещё больше напоить бедолагу.

Был ясный день, и лишь на следующее утро планировался вылет.

Шамана увели в барак, усадили за стол и стали без долгих перерывов подливать горячительное.

Разумеется, очень скоро по пьяному делу стали подначивать, мол, удиви – покажи своё колдовство? Тот долго отказывался, а потом подмигнул и пообещал, что пока слово своё не заберёт обратно, будет буран, метель непроглядная и ветер злой. Исай для верности достал из сумки скатанный кафтан-парку, чтобы все убедились в серьёзности его намерения.

Наряд этот чужакам показался любопытным и желанным трофеем. Но, чтобы забрать вещицу «по-честному», пришлось опоить нганасана до беспамятства.

Парку как бы выменяли за пару бутылок водки, а старика вынесли в тамбур.

Не прошло и часа, а с большой земли сообщили, что погода портится. И не понятно, когда прояснится. Лётчики унывать не стали и продолжили кутёж. На следующий день снега только прибавилось. Жизнь в посёлке замерла.

Исаю подносили кружку с пойлом, каждый раз, как он приходил в себя. Сколько бы это безумие длилось – неизвестно. Но скоро моему деду Александру понадобилось передать посылку. Почту, как и многое другое, отправляли с вертолётами. Вот и решил он сходить и договориться о цене за доставку с командиром экипажа. С большим трудом удалось выбраться к гостевому бараку. К тому моменту шли четвёртые сутки нелётной погоды.

Когда Александр зашёл в тот перекошенный и провонявший перегаром вагончик, то чуть не споткнулся об растянувшееся на полу тело. Даже в темноте было понятно, что перед ним кто-то из коренного народа, уж очень специфический запах у туземцев.

А в комнате, развалившись на нарах, вповалку лежали человек десять, не меньше. Среди прочего хлама Александр вдруг заметил шаманскую парку. Тот, кто хотя бы раз видел этот кафтан, расшитый костяными бусами и богато увешанный железками, вряд ли спутает его с чем то ещё. Очевидно, что резкий запах в тамбуре и эта вещь имели одного хозяина.

Александр слышал, какие чудеса могут творить таёжные колдуны, но верил в это не сильно. Он скорее уважал их обычаи и опыт. Можно по-разному отнестись к его мотивам, но, мне кажется, он постыдился, что его земляки обошлись так скверно и с реликвией, и с её владельцем.

Пока он обдумывал свои действия, сзади послышалась возня.

Исай очнулся и на четвереньках пытался выбраться в комнату. Жалкое зрелище не оставило Александра равнодушным. Он поднял старика и усадил на стул.

Шаман выглядел подавленным и озлобившимся. Он неразборчиво бубнил что-то на своём наречии и искоса поглядывал на утраченную парку.

– Что ты там бормочешь, ирод?

– Парку забрали… у-у… медведя разозлили, теперь всё ломать будет.

Надо заметить, что «медведем» местные называют и нечистых духов. Так уж вышло, что хитрый лесной хищник для них стал олицетворением и тёмных сил.

Александр растолкал одного из уснувших вахтовиков и жёстко поинтересовался: кто додумался отобрать вещь у шамана? Но внятного ответа не получил. Поэтому, вытащил из кармана несколько крупных купюр и бросил деньги на стол, а кафтан забрал. Исай наблюдал за происходящим как-то отстранённо, но увидев, что артефакт перекочевал в руки к моему деду, заголосил ещё больше.

– Забирай, свою парку и уходи…

– Нет, – причитал шаман, – теперь нельзя, надо платить. Буду платить. Потом верну.

Посылку передать не получилось. В довесок, на руках оказалась странного вида шуба, от которой пахло, как от оленя в период гона. А ещё и нганасан не оценил благородного порыва…

Александр вернулся домой с паркой. У домочадцев предмет этот не вызвал особой радости. Вещь воняла и сама по себе казалась страшной.
Совпадение или нет, но в тот же день ветер стих. Буран прекратился.

Шаман вскоре пропал. Почти месяц никто не встречал его в посёлке и не слышал разговоров о нём. Пока однажды Исай не объявился на пороге барака, где жил Александр.

Он изменился. Лицо выглядело осунувшимся, а левый глаз затёк бельмом.

– Заплатил духам. Верни мне парку, Саня, – заулыбался старик и показал на незрячий глаз.

После этого случая было много чего ещё удивительного и странного. А насколько это выдаётся за рамки обычного, решайте сами. Что до меня, я думаю, шаман ещё легко отделался за свою ошибку.

Всё.

301
Читать страшные истории:
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments