Очень уж занятно мне было слушать бабушку про «коровью смерть» с руками – граблями. Живо представлялась мне лохматая женщина, неистово рыщущая по окрестностям села, ждущая мужика — пьяницу, безбожника. Отчего же «коровья смерть» это женщина,- думалось мне, почему за нерадивость мужиков, расплачивается вся деревня, что же за обряды такие таинственные «опахивания»? Бабушка начала рассказывать мне про этот обряд.
В стародавние времена, еще до революции, когда поля сеяли, косили и убирали всем обществом, как говориться миром-народом, корова была необходимостью и богатством показателем достатка в семье. Чума в стаде означала голод в селе. За нее, родимушку держались, ее, буренушку, почитали, берегли и холили. А как настигала селенье горькая беда – «коровья смерть» этим же миром-народом и изгоняли ее. Да особенно, опахиванием. Почуяв неладное, мужчины дают согласие свои женам на совершение обряда. Ответственность за деяние берет на себя женщина, старая и опытная в разных проделках, языком не робкая, заговоры-наговоры понимающая. Вещалка, или повещалка с раннего утра повещает по всем домам: пора сестрицы, собирайтесь молодицы, лихость коровью унять. Собираются женщины, готовые к задуманному предприятию. Каждая обмывает руки и обтирается ручником, принесенным повещалкой, в знак соединения и общей цели. После всех приготовлений, строго-настрого наказывают мужчин не показываться из дому, ни старому ни малому, дабы не привлечь беды великой. В темное время дня собираются женщины подальше от домов. В руках у них сковороды, скалки, вилы, лопаты – все, что может устрашить злыдню – коровью смерь. Мужчины второпях загоняют коров в хлева, прячут всю живность, от греха подальше.
Начинается действие. Повещалка в грязной рубахе, всклоченными волосами произносит всевозможные ругательства и клятвы на коровью смерь.
Запряженная повещалка проводит борозду межеводную, за ней идут несколько женщин в также в рваных рубахах и спутанными волосами. Оставшиеся идут с устрашающим видом и острыми, гремящими предметами в руках. Должно быть, что во время этого обряда они не только криком кричали, но и произносили определенные заговоры, помогающие защитить их селение от лихости «коровьей смерти»:
«Из моря-окиана выходили двенадцать дев,
И клали великий обет
Про живот, про смерть
Про весь род человечь»
Не дай бог в это время прошмыгнуть между ними какому-нибудь животному: собаке, кошке, птице ли. Считалось, что в животное вселилась старуха «коровья смерть» и бежит, спрятаться, укрыться от шествия. Окончив обряд, женщины земле кланяются и расходиться уверенные в своем действии, — за спасительную заговоренную черту коровья смерть не проберется.
«Так вот ее, лиходейку и обманом запугивали», говорила мне бабушка про этот обряд. Так сказать наглядно показывали что с нею станется, за ее проказы, попадись она им. Сейчас вряд ли кто производит эти действия – времена уже не те, каждый живет обособленно, это хоть хорошо, что со своим родом вместе, а кто поодиночке живет, каково ему со всею нечистью справится? Времена ушли, а память осталась. Знаю прекрасно: ежели в семье или в земле что то нет так, например куры померли, почва болеть начала, вредителей в огороде чересчур много, доски гнить начали, урожай без видимой причины засыхает, денег перестало в семье хватать или недомогание у кого – дед впрягается в соху. Может с бороной по полю пройти, после разожжет костер и сидит возле него тихонечко. В это время никто его не смеет беспокоить – с Землей разговаривает, прощения просит.