Действительно, эта практика была крайне популярна во Франции, где она использовалась гораздо чаще, чем в Англии, и там же она получила определенный дополнительный паранормальный импульс, с эффектами даже более впечатляющими.
Поверья о том, что больных людей можно вылечить просто прикоснувшись к ним руками, возникали на протяжении всей человеческой истории в самых разных культурах.
Таких историй очень много и огромное количество людей верили в них, считая излечение божественным чудом или каким-то даром.
Одним из вариантов этих поверий была любопытная традиция, распространенная по всей Европе в Средние века. Она заключалась в том, что королевские особы наделялись силой излечивать прикосновением своей руки.
Это поверье уходит на сотни лет в глубь истории и прослеживается во многих европейских странах. Считалось, что монаршие особы являются не просто особыми людьми, но «избранными Богом» и поэтому в них тоже есть какая-то часть Бога и Бог может действовать через них, излагая свою волю.
Одним из первых известных историкам случаев использования этого королевского целительного прикосновения произошел в 11 веке с англо-саксонским королем Эдуардом Исповедником (1042-1066), который использовал наложение рук, чтобы вылечить недуг под названием скрофула.
Так в те времена называли туберкулез лимфатических узлов (чаще всего шейного отдела), приводящего к абсцессам и язвенным воспалениям. Пациенты с таким заболеванием выглядели очень пугающе, у них была сильно раздутая шея, покрытая красными опухолями и жуткими язвами.
Рассказывалось, что Эдуард Проповедник дотрагивался до этих пациентов, а потом давал им пожертвование в размере одного пенни. Эффект излечения был «почти мгновенным и чудесным». Сам Уильям Шекспир писал о королевском целительном прикосновении Эдуарда Исповедника в своей пьесе «Макбет»:
«Не знаю, чем
Он вымолил у Неба эту силу.
Но золотушных в язвах и прыщах,
Опухших, гнойных и неизлечимых
Он лечит тем, что молится за них
И вешает монетку им на шею.
Я слышал, будто этот чудный дар
Останется в роду его.»
В последующие века эта практика станет все более распространенной среди королевских семей по всему континенту и расширится, чтобы использовать ее для лечения не только туберкулеза, но и прочих всевозможных проблем, включая ревматизм, судороги, лихорадку, слепоту, зоб и другие недуги.
Обряд наложения рук с целительской целью совершался обычно в священные дни, а со времен Генриха VII излеченным давали уже не пенни, а специальную золотую монету под названием «Ангел», на которой красовалось изображение архангела Михаила, побеждающего дракона. Эти монеты часто выдавались уже с пробитым отверстием и лентой, чтобы носить ее на шее.
В те же времена обряд исцеления усложнился, теперь наложение рук сопровождалось чтением отрывков из Евангелия от Марка (16: 14–20) и Евангелия от Иоанна (1: 1–14), а также других молитв. После молитв и наложения рук пациентам говорилось, что теперь они должны носить эту монету на себе постоянно, для того, чтобы исцеление было полным и имело длительный эффект.
Ко времени короля Карла I использование очень дорогих «Ангелов» было заменено более мелкими серебряными монетами.
Какое-то время обряды королевского целительного наложения рук в Европе были настолько обычным явлением, что некоторые монархи касались более тысячи человек в год, и оно было особенно популярно во Франции. Рассказывали, что французский король Людовик XIV в одно пасхальное воскресенье коснулся 1600 человек.
Действительно, эта практика была крайне популярна во Франции, где она использовалась гораздо чаще, чем в Англии, и там же она получила определенный дополнительный паранормальный импульс, с эффектами даже более впечатляющими и далеко идущими, чем когда-либо прежде.
Демонолог Пьер де Ланкр (1553–1631) утверждал, что даже мертвые монархи могли совершать исцеляющее прикосновение из загробной могилы, и многие отчаявшиеся люди приезжали во Францию со всей Европы и из других регионов планеты, чтобы исцелиться прикосновением живого короля или хотя бы прикоснуться к склепу умершего монарха.
В поздние Средние века, когда это явление цвело во Франции, в Англии оно уже постепенно потеряло популярность и использовалось все реже и реже, пока Карл II не вернул его во время своего правления с 1660 по 1685 год, начав давать частые исцеляющие прикосновения, пока он был еще в изгнании в Нидерландах в 1650-х гг.
Когда Карл II вернулся к власти, он не только вернул свою версию «монеты Ангела», но и часами ежедневно ухаживал за больными, чаще всего туберкулезниками, как это было раньше. В то время как раз был сильный всплеск этой болезни, и утверждалось, что за время своего 25-летнего правления Карл II наложил руки примерно на 100 тысяч своих подданных.
В последующие годы эта практика переживала периоды популярности и ремиссии, пока такие британские монархи, как Вильгельм III (годы правления 1689–1702) и Мария II (годы правления 1689–1694) не отказались принимать в нем участие, называя все это суеверной чепухой, а потом король Георг I (годы правления 1714–1727) навсегда прекратил эту практику, назвав ее «суеверной и незначительной церемонией».
В 1732 году практика целительного наложения королевских рук полностью исчезла в Англии, когда она была вычеркнута из Книги общих молитв. А в последующие годы даже во Франции, где она все еще оставалась популярной, ритуал использовался все реже и реже, и его последнее известное официальное использование было, когда Карл X (годы правления 1824-1830) коснулся 121 своих больных подданных на своей коронации 29 мая 1825 г.
После этого данная практика растворилась в истории и была забыта. В наше время мало кто из историков вспоминает о ней, считая все это просто темным суеверием.
Впрочем, некоторые исследователи задаются вопросом, не было ли тут замешано что-то вроде эффекта плацебо, потому что действительно очень часто поступали отзывы о полном и быстром выздоровлении после касания королевской руки.