Кто такие ведьмы?
В средневековой Западной Европе в мифологических представлениях все обладательницы магического знания считались колдуньями.
Они обладали способностью воздействовать на человека (ведовство), природу и имели возможность совершать сверхъестественные поступки – проникать через закрытые двери, обращаться оборотнями, похищать сердца у людей, летать по воздуху, наводить порчу на урожай и скот, вызывать болезни. О них говорили, что они имели возможность заключать союз с темными силами и дьяволом, а еще служить ему и вступать вместе с ним в половые отношения, совращать всех верующих и губить их души.
Все представления о способностях Ведьм и магии до эпохи начало развития средневековья оставались на уровне фольклора, а еще они осуждались церковью, которая в свою очередь наказывала тех женщин, которые подозревались в колдовстве. Вера в существование Ведьм рассматривалась церковью как суеверие и внушаемое происками от нечистой силы (в остальных случаях церковные власти отрицательно относились к существованию шабашей и сборищ Ведьм).
В (13—15 вв.) с развитием средневековья, но с внутренним кризисом церкви и потерей полнейшего контроля над понятием духовной жизни паствы изменились отношения церкви к преследованию Ведьм. В лице богословов, инквизиторов и схоластов, церковь соглашается со способностью определенных лиц (мужчин) женщин творить малефиций – это черную магию, при помощи которой происходит впредь как здоровью, жизни, и имуществу людей.
Со стороны властей все Архаические народные явления получили обоснование и стали использоваться для судебного использования лиц, которые обвинялись в ведовстве. В тот период церковью было принято представление о половых сношениях между человеком, который занят ведовством и еще дьяволом. Эпоха Возрождения так и эпоха Реформации в конец средневековья это был (этап 15 и 16 вв. – это сер. 18 в.) стали массовыми гонениями на уничтожение Ведьм, которые получили характер коллективного психоза, обхвативших большие слои населения во многих странах Европы. А Булла папы Иннокентия VIII « С большим рвением» (Summis deside-rantes) в 1484 году провозглашала тогда ересью в неверие в присутствие Ведьм и их большую способность наносить вред людям.
Инквизиторами Шпрингером и шнетиторисом в 1487–89 было озвучено сочинение о «Молоте против ведьм», которое полностью обосновывало, всю необходимость в преследовании Ведьм на целых два столетия это было, основным руководством для церковных и светских судов, которые занимались делами о ведовстве. На то время традиционный антифеминизм церкви приобрел в «Молоте» предельное и законченное выражение, кроме этих злодеяний Ведьмы могли лишать любого мужчину половой силы. Ведьма считалась преступницей и подсудной особой юрисдикции, которая должна была сгорать на костре. Все обычно начиналось с судебного преследования с обвинения в колдовстве, которое выдвигалось соседями или просто прохожими людьми, с которыми оказалось в конфликте обвиняемое лицо. Подобные дела рассматривал суд, руководствовавшийся трактатами по демонологии, в тот период количество таких дел увеличивалось, прежде всего, был озабочен таким не установившимся событием малефиция, а не что иное, как получение от «Ведьмы» подтверждения, что они находились в союзе с дьяволом, с помощью его власти делали злодеяния и сожительствовали. Связь с темной силой так и служение ей рассматривалось как тягчайшее преступление которое было предусмотрено всеми правовыми кодексами в 16 в., к обвиняемым в колдовстве применялась определенная процедура, которая сопровождалась пытками. Необходимостью жестокой и длительной пытки считались средства признания и исторжения признания, служило тем, что дьявол завладел Ведьмой, который не позволял, ей чистосердечно сознаться в этом и поэтому было, необходимо применяя силу изгнать его из нее. Когда было получено искомое признание, Ведьма подвергалась дальнейшему изгнанию, но чаще всего сожжению. Те из обвиняемых, которые не признавались и не выдерживали страшно мучительной пытки, считались невиновными.
Народные верования в существование Ведьм в тот период сочетались, прежде всего, с правильным демонологическим своим учением. В ср. — век, богословов и юристов, а также гонения на Ведьм были и со стороны светских властей, церковных сторон так и со стороны масс обычного рядового населения, которые старались разрушить народную традиционную культуру, а в частности такую не отьемлимую ее часть, которой тогда была неконтролируемая церковью черная магия. В те времена женщина была как главным объектом гонений, так и главной носительницей традиционных народных культур. В 16—17 вв. новым методом в преследованиях на Ведьм было то, что светские власти и церковь стали видеть в них уже не только одиночек, а так называемая «антицерковь» которая во главе вместе с сатаной. Поэтому и возникает вопрос о шабаше это было как о зримом выражении той «антицеркви» которая была со своим имеющимся культом представлявшимся тогда перевёрнутым истинным церковным культом, который получил столь огромное значение в судебных допросах для тогдашних обвинённых в ведовстве.
Вместе с верой во вредоносных Ведьм существовала и вера и в хороших, добрых Ведьм, которые обладали способностью нейтрализовать плохие действия первых, а так же вступать вместе с ними в единоборство.
В Западной Европе в ср. — век. большая охота на Ведьм отражала огромный кризис, распад и миросозерцание обширных возможностей взаимопомощи. Люди той эпохи всю ответственность за неурядицу возлагали на всех чужаков и на так называемые маргинальные элементы коллектива того времени. Все страны протестантской и католической Европы были охвачены преследованием Ведьм, но в некоторых отдельных регионах существовали свои особенности. В (основном в Англии не существовали обвинения женщин в связях с дьяволом, а также жестокие пытки), но, тем не менее, привели к большому количеству жертв.
Охота на Ведьм шла на всем протяжении большого периода относительно ведовства ожесточенная полемика. В те времена множество мыслителей и теологов (в т.ч. еще и некоторые гуманисты) пытались отстаивать свою веру в Ведьм и обязательную необходимость в их постоянного истребления. Ряд других ученых, среди которых не мало и иезуитов не ставили, под сомнение даже веру в Ведьм они подвергали, их гонения критике. Только во второй пол. 17 в., когда вызванный террор массовыми долгими преследованиями Ведьм, все чаще стал приводить, их к социальной дезорганизации и поэтому была, осознана большая опасность, как для общества, так и продолжения таких гонений. Вскоре преследования Ведьм стало постепенно утихать (кое-где они вновь появлялись ещё как в 18 — 19 вв.).
В культуре нового времени еще сохранились представлении о Ведьмах, они чаще всего опасны в тот период, когда начинаются календарные праздники, к таким праздникам добавлялись и обряды сожжения Ведьм, а так же еще и карнавальных чучел.
Сам образ Ведьмы считается (от др. — рус. ведь, тоесть «знание», «ведовство», «колдовство»). Ведунья — это (ср. серб, вештица, тоесть славен. vesca и т. п.) как в древней славянской мифологии, так и фольклоре, а вот близок он уже к западноевропейским представлениям. Ведьмы имели способность насылать грозовые туч», град, вихрь, похищать росу, небесные светила, дождь. Они (помещали их в сосуд) молоко у коров, а так же наводили порчу на скот и население (поэтому те становились кликушами), проводить оргии и сборища на «Лысой горе», а (точнее на Коляду, это при наступлении весны, в полночь на праздник Ивана Купалу). Существовало мнение что Ведьмы заодно с нечистой силой в т. ч. и с огромным Огненным Змеем в былине о Добрыне чародейка Маринка. Которая вступает в связь со Змеем Горынычем: и это их сближает как образ Ведьмы с женским персонажем слав, мифа о своей измене супруги бога-громовержца со змеем (ср. также Мара, Марена и Мокошь). А так же еще по помимо всех этих вредоносных функций обладали они и знахарскими, способностями прорицания и т. п. это был (ср. – век, источников «богомерзкие бабы-кудесницы»).
Преследование Ведьм у славян не имело такого массового характера, как, к примеру, в Западной Европе; но все-таки по народным предположениям казнь Ведьмы это (как правило, было сожжение) которое необходима для прекращения засухи, мора и т. п.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВЕРСИЯ
У каждого, кто хоть немного верит в магию, имеется свое представление о том, кто такая ведьма.
Для кого-то это деревенская старуха с крючковатым носом, живущая на окраине в повалившейся избе и собирающая травы в полнолуние. Кто-то представляет женщину без возраста с черными, как смоль волосами и глазами, гадающую на хрустальном шаре. Кто-то скажет: да это же моя свекровь (невестка).
В наше время слово «ведьма» имеет в основном негативный характер. Но если мы обратимся к истокам славянской культуры, то оказывается, что никакого негатива в нем нет. «Ведьма» от слова «ведать», то есть знать.
У женщин от природы более развита интуиция, что неоднократно было доказано наукой. Каждую представительницу прекрасной половины человечества хоть раз выручала ее интуиция. В связи с этим, у славян существовала поговорка: ну какая баба да не ведьма.
В давние времена те, кто смогли развить в себе свои интуитивные знания, переходили в разряд «ведающих». К ним обращались за советом, их, как и всего неизвестного, непостижимого уму простых людей, боялись.
С приходом христианства отношение к ведьмам в корне изменилось: их по-прежнему боялись, но это не мешало вести кровавую охоту на ведьм, в результате которой пострадали тысячи невинных женщин.
Какие ведьмы бывают?
Если описания внешности ведьм в разных культурах разнятся, то в зависимости от того, как женщина получала свой ведовской дар, существует единая классификация ведьм. Согласно ей ведьмы бывают:
- прирожденными;
- наученными;
- невольными.
Прирожденная ведьма получала свой дар от рождения по наследству.
Наученная ведьма развивала свои способности самостоятельно, обучаясь по книгам или у другой более сильной ведьмы.
Каждая ведьма не может отойти в мир иной, не передав свой дар приемщице, поиск которой является ответственным мероприятием. Но если с приходом смерти таковой не было, ведьма могла передать свой дар любой женщине, даже этого не желающей. Для этого нужно было взять из рук ведьмы какой-либо предмет, и тогда женщина становилась невольной ведьмой.
У церкви к невольным ведьмам более снисходительное отношение. Считается, что они могут очиститься, поэтому их допускают к исповеди и помогают найти путь к спасению. К прирожденным и обученным ведьмам церковь беспощадна, считая их воплощением зла.
Как распознать ведьму?
Интересные факты касаются способов распознания ведьмы. Почему-то женщина, подозреваемая в колдовстве, в результате таких проверок должна была либо оказаться ведьмой, либо умереть. Удобный способ избавиться от надоевшей жены, не правда ли?
К таким испытаниям относится испытание полетом и водой. В первом случае женщине предлагалось полететь с обрыва на метле. И если она летела не вверх, а вниз, то ее оправдывали.
Во втором испытании связанную накрест женщину бросали в воду и, если она тонула, ее, безусловно, признавали невиновной, правда, посмертно.
Как не прискорбно это осознавать, но даже в 21 веке в результате охоты на ведьм продолжают погибать женщины. Это происходит в Кении, Индии, Саудовской Аравии и Новой Гвинеи.